Студия имидж - дизайна

StudioStyleSS

 
Главная
Немного истории
Статьи, заметки
Портфолио
Услуги
Контакты

История макияжа

Cлово "макияж" имеет французские корни, и в русский язык вошло недавно. Однако история макияжа началась еще много веков назад.

Изначально макияж, а, точнее, раскрашивание лица, использовалось в обрядах - религиозных и магических. В общем-то, с тех времен изменилось немного - мы по прежнему "колдуем" над собой с помощью различных кисточек, тюбиков, карандашей и пуховки...

И, всё-таки, вернемся к истории. Макияж, если тогда его было можно так назвать, использовался для боевой раскраски воинов, а также как знак принадлежности к определенной касте. Поэтому он играл не "украшательную" роль, а имел серьезный социальный или религиозный смысл.

Но это длилось не так долго - женщины стали использовать макияж из стремления быть красивыми.

Первооткрывателями искусства красоты были, бесспорно, древние египтяне. Именно они, изобретая составы для бальзамирования, открывали много различных лечебных и косметических веществ, которые способны были исправить недостатки кожи, украсить лицо и тело. Уже во времена Нефертити существовал традиционный набор для макияжа - губная помада, румяна, подводка для глаз и бровей.

Однако макияж в те времена приветствовался далеко не везде. К примеру, иудеи считали косметику большим грехом, ведь она подчеркивает чувственность человека. Зато жители Карфагена не только использовали макияж повседневно. Они пошли дальше - и кроме подводки для глаз, румян и помады стали использовать также татуаж лица. В Древней Греции красились исключительно уроженки Азии, куртизанки. И только после походов Александра Македонского греки начали покрывать лицо белилами, подводить губы, глаза и брови, румянить щеки и осветлять волосы. За ними эту моду переняли и римляне.

Римская империя в свои времена определила два основных направления в косметике - декоративное и лечебное. При этом многие декоративные средства готовились на основе токсичных, а иногда даже ядовитых веществ.
После падения Рима традиции макияжа сохранились только в Италии, Византии и мусульманских странах - христианская церковь строго осуждала косметику. Однако "отставка" макияжа возместилась мощным толчком в развитии парфюмерии. При этом духи средневековой Европы нисколько не походили на современные. Это были в основном благовония, масла и ароматические притирания. Этиловый спирт был известен арабам и китайцам с древнейших времен, но в Европе он был получен только в 1334 году. В 1190 году галантерейщики-парфюмеры объединились в отдельный, особый цех.

При этом европейцы в ту пору не соблюдали элементарных правил гигиены. Представьте: Екатерина Медичи мылась только два раза в жизни - при крещении, и когда её обмывали перед погребением. Что уж тут говорить о простолюдинах… Чудовищные запахи окружали средневековый город.

Бедствием того времени стал рахит. В конце XIV - начале XV женщины, подражая рахитичным дамам, стали выщипывать брови и волосы надо лбом. А чтобы подчеркнуть белизну кожи, они выпускали из-под головного убора один игривый локон или повязывали лоб узкой черной лентой.

О декоративной косметике в Европе на время забыли. Лишь в Италии сохранился "восточный" макияж. Итальянские девушки нещадно мазали брови сурьмой и покрывали лицо белилами на основе свинца. Красавицы были прекрасно осведомлены о его вредном действии, и, чтобы хоть как-то смягчить его, накладывали на ночь на лицо компрессы из говядины, вымоченной в молоке. Что забавно, уже тогда художники подрабатывали "визажистами" - разрисовывали лица модниц. Примерно в это же время в Италии появился обычай чернить зубы сурьмой (всё из того же подражания рахитичным "красоткам"), а Екатерина и Мария Медичи привезли этот обычай во Францию. Необычная мода, пройдя по Европе, достигла и России, но как-то не прижилась. По свидетельству Радищева, в XVIII веке только купчихи чернили зубы.

Но давайте вернемся к XV веку - очень знаменательному для европейской моды. Косметика, несмотря на противодействие церкви, окончательно укоренилась в Европе, и ею пользовались не только женщины, но и мужчины. Определенный спад наступил во Франции в эпоху Генриха IV из-за господства протестантской морали, но ненадолго - уже в XVII веке, во времена мушкетеров, макияж вернулся на круги своя. Мужчины перестали краситься, но зато не брезговали кремами, притираниями и духами. Женщины же по-прежнему шли на жертвы - накладывали отбеливающие маски, покрывали лицо и область декольте белилами с содержанием свинца, мела и сулемы. Эти средства очень ядовиты, и кожа от них очень быстро старела.

Герцогиня Ньюкастльская изобрела для скрытия дефектов кожи знаменитые мушки. Они вырезались из тафты или бархата в форме различных кружочков и цветочков. Дамы быстро подхватили моду на новинку, и стали использовать особый, "мушечный", язык. К примеру, мушка возле уголка глаза означала "я вами заинтересована", а на верхней губе - "жду поцелую".

В 1680 году маркиза де Монтеспан, любовница Людовика XIV, стала появляться при Дворе в полной "боевой" раскраске - она сильно белилась и ярко румянилась. Придворные щеголихи быстро подхватили эту моду, и благодаря этому она продержалась до начала XVIII века. Уже в это время медики были серьезно обеспокоены состоянием женского здоровья. Выяснилось, что их белила вредят не только коже, но и почкам, содействуя накапливанию в них ядовитых веществ. В 1779 году французское Медицинское королевское общество начало тестировать косметические средства. Однако их система осталась до 1906 года лишь теорией.

В XVIII веке косметику стали производить массово, на мануфактурах. В газетах и на специальных афишах появилась реклама косметических средств. Парфюмеры предлагали клиентам, духи, пудру, помаду, притирания для отбеливания кожи, ароматическую воду, а также перчатки… Косметика продавалась в красивых фарфоровых баночках и стоила очень дорого. В начале и середине XVIII века был в моде контрастный макияж: белая кожа (чтобы подчеркнуть белизну кожи, модницы рисовали на висках тонкие голубые жилки), алые губы, пунцовые щеки, черные ресницы и жирно подведенные брови, а также напудренный парик. Косметика по-прежнему оставалась опасной для здоровья - к примеру, бывали случаи отравления собственной помадой.

А что же в России? Именно в XVIII веке в России появилась декоративная косметика на основе минеральных солей. Русские женщины красились и раньше, конечно, но вместо белил брали муку, вместо румян - свеклу, а брови подводили углем и сажей. Существовали так называемые "румяна для бедных" - сосудорасширяющая травка бодяга. Импортная косметика в России стоила очень дорого, а собственных компонентов не было. Но потом русские аптекари научились заменять заморские снадобья местными травами, и в эпоху Петра I русские дамы уже ничуть не отставали от европейских. При этом они мылись регулярнее, чем сильно удивляли иностранцев.

Естественный макияж вошел в моду к концу XVIII века. Модницы стремились к бледности и томности, врачи и философы пропагандировали разумную гигиену. Наполеон Бонапарт на личном примере внедрял в быт французов ежедневные купания, а также издал Декрет о развитии парфюмерной и мыловаренной промышленности. Тогда и были построены первые мыловаренные заводы, и парфюмерные фабрики. Правда, они были совсем маленькими.
Белоснежная кожа была по прежнему в моде и в начале XIX века - правда, уже естественная, без всяких белил. Красавицы скрывались от солнца под вуалью. Губная помада стала прошлым, а чистота тела и зубов считалась верхом цивилизованности. Наступила эпоха романтизма с её идеалом "воздушной" красоты - белая до прозрачности кожа и темные волосы. С париками было покончено на целое столетия. Однако и здесь не обошлось без переборов: юные красавицы пили уксус и лимонный сок, голодали, не спали ночами, в уверенности, что бледность и голубизна под глазами придадут им аристократического шика.

Тем временем производство косметики развивалось, изобретались всё новые средства, рынок красоты расширялся, и косметика дешевела. В то время макияж делали только дамы полусвета и содержанки. Уж они-то "мазались" вволю - дешево ведь теперь! Однако жизнь и статус женщины менялись, и макияж стали накладывать не только "ночные бабочки", но и обычные женщины - для них макияж имел определенный смысл независимости.
В 1863 году косметическая фирма "Bourjois" выпустила рисовую пудру, мгновенно ставшую бестселлером. В 1890 году они же изобрели компактную пудру "Манон Леско", открыв новую эру в косметике. За пудрой последовали и сухие компактные румяна "Pastel joues".

Российская промышленность также не стояла на месте. В 1843 году был построен первый парфюмерный завод, его основателем был французский подданный, купец Альфонс Антонович Рале. Сырье по-прежнему брали из-за границы, но при этом готовый товар успешно экспортировался. Завод Ралле выпускал мыло, туалетную воду, туалетный уксус, духи, пудру, помаду. На базе этого завода в советское время было основана фабрика, носившая название "Свобода".
В начале XX века в моду вошел матовый цвет лица. Большой популярностью пользовалась "неосыпающаяся" пудра из рисового крахмала и обезжиренного воска. Развитие кинематографа сделало косметике отличную рекламу, кинозвезды стали законодательницами моды. В это же время открылись первые институты красоты. 1919 год стал истинно революционным в мире моды - манекенщицы стали выходить на подиум в полном гриме. Их макияж выглядел довольно своеобразно - густо напудренное лицо, губы "сердечком" пурпурно-бордового цвета, брови полностью выщипаны и нарисованы заново тонким полукругом.

Рисовая пудра к тому времени выпускалась уже нескольких видов: пять разных оттенков, а также два запах - для блондинок и брюнеток. В моду постепенно входил спорт и здоровый образ жизни.
Мода на бледность сменилась загаром, ставшим символом благополучия. В 1930 году появились первые кремы для загара. Врачи стали рекомендовать морской отдых - и сразу же появилась на свет водостойкая тушь. Пика популярности достиг лак для ногтей, красили не только ногти на руках, но и на ногах, т.к. в моде были пляжные сандалии.
Подчеркивались все части лица: брови стали густыми, "домиком", глаза сильно подведены черным карандашом, губы накрашены ярко-розовой помадой. Знаменитая "императрица красоты" Елена Рубинштейн выпустила первое очищающее молочко для лица "Deep Cleanser", крем с витаминами "Lanolin Vitamin Formula", увлажняющий кожу крем "Skin Life". Косметологи стали активно сотрудничать с физиологами и химиками. Требования к косметике с этого момента радикально поменялись: она стала не только безвредной, но по возможности еще и лечебной.
Вторая половина XX века внесла понятие имиджа - гармоничного образа женщины: в едином стилистическом ансамбле сочеталась одежда, косметика и прическа. К каждой новой коллекции высокой моды стал прилагаться и новый стиль макияжа.

В 60-е годы в моде были юбки выше колена, платья-рубашки, брюки, туфли на платформе. Имидж "пай-девочки" завершали тени пастельных тонов, губная помада светлого, естественного оттенка, накладные ресницы, которые придавали шарм и особую "детскую" наивность. В 70-х акцент ставился на глаза, цвет пудры и помады приблизился к телесному. К вечернему макияжу добавились блестки. А в начале 80-х в моде вновь "роковые" женщины. Модельеры предлагают широкий выбор одежды темных тонов, стилисты - контрастный макияж: белая кожа, яркие румяна и красная помада.

Последнее время журналы мод постоянно печатают обзоры тенденций в макияже, причем от разных визажистов. Свобода творчества поистине безгранична, и мода не диктует строгих правил. Конечно, современные тенденции когда-нибудь станут историей, и модницы будущего будут читать статьи о них, удивляться и смеяться, совсем как мы сейчас!

По материалам http://makeup4u.ru

 

 

  Написать письмо администратору
Все права защищены © 2008

 

 

 

Хостинг от uCoz