Cлово
"макияж" имеет французские корни, и в русский язык вошло
недавно. Однако история макияжа началась еще много веков назад.
Изначально
макияж, а, точнее, раскрашивание лица, использовалось в обрядах
- религиозных и магических. В общем-то, с тех времен изменилось
немного - мы по прежнему "колдуем" над собой с помощью
различных кисточек, тюбиков, карандашей и пуховки...
И,
всё-таки, вернемся к истории. Макияж, если тогда его было можно
так назвать, использовался для боевой раскраски воинов, а также
как знак принадлежности к определенной касте. Поэтому он играл не
"украшательную" роль, а имел серьезный социальный или
религиозный смысл.
Но
это длилось не так долго - женщины стали использовать макияж из
стремления быть красивыми.
Первооткрывателями
искусства красоты были, бесспорно, древние египтяне. Именно они,
изобретая составы для бальзамирования, открывали много различных
лечебных и косметических веществ, которые способны были исправить
недостатки кожи, украсить лицо и тело. Уже во времена Нефертити
существовал традиционный набор для макияжа - губная помада, румяна,
подводка для глаз и бровей.
Однако
макияж в те времена приветствовался далеко не везде. К примеру,
иудеи считали косметику большим грехом, ведь она подчеркивает чувственность
человека. Зато жители Карфагена не только использовали макияж повседневно.
Они пошли дальше - и кроме подводки для глаз, румян и помады стали
использовать также татуаж лица. В Древней Греции красились исключительно
уроженки Азии, куртизанки. И только после походов Александра Македонского
греки начали покрывать лицо белилами, подводить губы, глаза и брови,
румянить щеки и осветлять волосы. За ними эту моду переняли и римляне.
Римская
империя в свои времена определила два основных направления в косметике
- декоративное и лечебное. При этом многие декоративные средства
готовились на основе токсичных, а иногда даже ядовитых веществ.
После падения Рима традиции макияжа сохранились только в Италии,
Византии и мусульманских странах - христианская церковь строго осуждала
косметику. Однако "отставка" макияжа возместилась мощным
толчком в развитии парфюмерии. При этом духи средневековой Европы
нисколько не походили на современные. Это были в основном благовония,
масла и ароматические притирания. Этиловый спирт был известен арабам
и китайцам с древнейших времен, но в Европе он был получен только
в 1334 году. В 1190 году галантерейщики-парфюмеры объединились в
отдельный, особый цех.
При
этом европейцы в ту пору не соблюдали элементарных правил гигиены.
Представьте: Екатерина Медичи мылась только два раза в жизни - при
крещении, и когда её обмывали перед погребением. Что уж тут говорить
о простолюдинах… Чудовищные запахи окружали средневековый город.
Бедствием
того времени стал рахит. В конце XIV - начале XV женщины, подражая
рахитичным дамам, стали выщипывать брови и волосы надо лбом. А чтобы
подчеркнуть белизну кожи, они выпускали из-под головного убора один
игривый локон или повязывали лоб узкой черной лентой.
О
декоративной косметике в Европе на время забыли. Лишь в Италии сохранился
"восточный" макияж. Итальянские девушки нещадно мазали
брови сурьмой и покрывали лицо белилами на основе свинца. Красавицы
были прекрасно осведомлены о его вредном действии, и, чтобы хоть
как-то смягчить его, накладывали на ночь на лицо компрессы из говядины,
вымоченной в молоке. Что забавно, уже тогда художники подрабатывали
"визажистами" - разрисовывали лица модниц. Примерно в
это же время в Италии появился обычай чернить зубы сурьмой (всё
из того же подражания рахитичным "красоткам"), а Екатерина
и Мария Медичи привезли этот обычай во Францию. Необычная мода,
пройдя по Европе, достигла и России, но как-то не прижилась. По
свидетельству Радищева, в XVIII веке только купчихи чернили зубы.
Но
давайте вернемся к XV веку - очень знаменательному для европейской
моды. Косметика, несмотря на противодействие церкви, окончательно
укоренилась в Европе, и ею пользовались не только женщины, но и
мужчины. Определенный спад наступил во Франции в эпоху Генриха IV
из-за господства протестантской морали, но ненадолго - уже в XVII
веке, во времена мушкетеров, макияж вернулся на круги своя. Мужчины
перестали краситься, но зато не брезговали кремами, притираниями
и духами. Женщины же по-прежнему шли на жертвы - накладывали отбеливающие
маски, покрывали лицо и область декольте белилами с содержанием
свинца, мела и сулемы. Эти средства очень ядовиты, и кожа от них
очень быстро старела.
Герцогиня
Ньюкастльская изобрела для скрытия дефектов кожи знаменитые мушки.
Они вырезались из тафты или бархата в форме различных кружочков
и цветочков. Дамы быстро подхватили моду на новинку, и стали использовать
особый, "мушечный", язык. К примеру, мушка возле уголка
глаза означала "я вами заинтересована", а на верхней губе
- "жду поцелую".
В
1680 году маркиза де Монтеспан, любовница Людовика XIV, стала появляться
при Дворе в полной "боевой" раскраске - она сильно белилась
и ярко румянилась. Придворные щеголихи быстро подхватили эту моду,
и благодаря этому она продержалась до начала XVIII века. Уже
в это время медики были серьезно обеспокоены состоянием женского
здоровья. Выяснилось, что их белила вредят не только коже, но и
почкам, содействуя накапливанию в них ядовитых веществ. В 1779 году
французское Медицинское королевское общество начало тестировать
косметические средства. Однако их система осталась до 1906 года
лишь теорией.
В
XVIII веке косметику стали производить массово, на мануфактурах.
В газетах и на специальных афишах появилась реклама косметических
средств. Парфюмеры предлагали клиентам, духи, пудру, помаду, притирания
для отбеливания кожи, ароматическую воду, а также перчатки… Косметика
продавалась в красивых фарфоровых баночках и стоила очень дорого.
В начале и середине XVIII века был в моде контрастный макияж: белая
кожа (чтобы подчеркнуть белизну кожи, модницы рисовали на висках
тонкие голубые жилки), алые губы, пунцовые щеки, черные ресницы
и жирно подведенные брови, а также напудренный парик. Косметика
по-прежнему оставалась опасной для здоровья - к примеру, бывали
случаи отравления собственной помадой.
А
что же в России? Именно в XVIII веке в России появилась декоративная
косметика на основе минеральных солей. Русские женщины красились
и раньше, конечно, но вместо белил брали муку, вместо румян - свеклу,
а брови подводили углем и сажей. Существовали так называемые "румяна
для бедных" - сосудорасширяющая травка бодяга. Импортная косметика
в России стоила очень дорого, а собственных компонентов не было.
Но потом русские аптекари научились заменять заморские снадобья
местными травами, и в эпоху Петра I русские дамы уже ничуть не отставали
от европейских. При этом они мылись регулярнее, чем сильно удивляли
иностранцев.
Естественный
макияж вошел в моду к концу XVIII века. Модницы стремились к бледности
и томности, врачи и философы пропагандировали разумную гигиену.
Наполеон Бонапарт на личном примере внедрял в быт французов ежедневные
купания, а также издал Декрет о развитии парфюмерной и мыловаренной
промышленности. Тогда и были построены первые мыловаренные заводы,
и парфюмерные фабрики. Правда, они были совсем маленькими.
Белоснежная кожа была по прежнему в моде и в начале XIX века - правда,
уже естественная, без всяких белил. Красавицы скрывались от солнца
под вуалью. Губная помада стала прошлым, а чистота тела и зубов
считалась верхом цивилизованности. Наступила эпоха романтизма с
её идеалом "воздушной" красоты - белая до прозрачности
кожа и темные волосы. С париками было покончено на целое столетия.
Однако и здесь не обошлось без переборов: юные красавицы пили уксус
и лимонный сок, голодали, не спали ночами, в уверенности, что бледность
и голубизна под глазами придадут им аристократического шика.
Тем
временем производство косметики развивалось, изобретались всё новые
средства, рынок красоты расширялся, и косметика дешевела. В то время
макияж делали только дамы полусвета и содержанки. Уж они-то "мазались"
вволю - дешево ведь теперь! Однако жизнь и статус женщины менялись,
и макияж стали накладывать не только "ночные бабочки",
но и обычные женщины - для них макияж имел определенный смысл независимости.
В 1863 году косметическая фирма "Bourjois" выпустила рисовую
пудру, мгновенно ставшую бестселлером. В 1890 году они же изобрели
компактную пудру "Манон Леско", открыв новую эру в косметике.
За пудрой последовали и сухие компактные румяна "Pastel joues".
Российская
промышленность также не стояла на месте. В 1843 году был построен
первый парфюмерный завод, его основателем был французский подданный,
купец Альфонс Антонович Рале. Сырье по-прежнему брали из-за границы,
но при этом готовый товар успешно экспортировался. Завод Ралле выпускал
мыло, туалетную воду, туалетный уксус, духи, пудру, помаду. На базе
этого завода в советское время было основана фабрика, носившая название
"Свобода".
В начале XX века в моду вошел матовый цвет лица. Большой популярностью
пользовалась "неосыпающаяся" пудра из рисового крахмала
и обезжиренного воска. Развитие кинематографа сделало косметике
отличную рекламу, кинозвезды стали законодательницами моды. В это
же время открылись первые институты красоты. 1919 год стал истинно
революционным в мире моды - манекенщицы стали выходить на подиум
в полном гриме. Их макияж выглядел довольно своеобразно - густо
напудренное лицо, губы "сердечком" пурпурно-бордового
цвета, брови полностью выщипаны и нарисованы заново тонким полукругом.
Рисовая
пудра к тому времени выпускалась уже нескольких видов: пять разных
оттенков, а также два запах - для блондинок и брюнеток. В моду постепенно
входил спорт и здоровый образ жизни.
Мода на бледность сменилась загаром, ставшим символом благополучия.
В 1930 году появились первые кремы для загара. Врачи стали рекомендовать
морской отдых - и сразу же появилась на свет водостойкая тушь. Пика
популярности достиг лак для ногтей, красили не только ногти на руках,
но и на ногах, т.к. в моде были пляжные сандалии.
Подчеркивались все части лица: брови стали густыми, "домиком",
глаза сильно подведены черным карандашом, губы накрашены ярко-розовой
помадой. Знаменитая "императрица красоты" Елена Рубинштейн
выпустила первое очищающее молочко для лица "Deep Cleanser",
крем с витаминами "Lanolin Vitamin Formula", увлажняющий
кожу крем "Skin Life". Косметологи стали активно сотрудничать
с физиологами и химиками. Требования к косметике с этого момента
радикально поменялись: она стала не только безвредной, но по возможности
еще и лечебной.
Вторая половина XX века внесла понятие имиджа - гармоничного образа
женщины: в едином стилистическом ансамбле сочеталась одежда, косметика
и прическа. К каждой новой коллекции высокой моды стал прилагаться
и новый стиль макияжа.
В
60-е годы в моде были юбки выше колена, платья-рубашки, брюки, туфли
на платформе. Имидж "пай-девочки" завершали тени пастельных
тонов, губная помада светлого, естественного оттенка, накладные
ресницы, которые придавали шарм и особую "детскую" наивность. В
70-х акцент ставился на глаза, цвет пудры и помады приблизился к
телесному. К вечернему макияжу добавились блестки. А в начале 80-х
в моде вновь "роковые" женщины. Модельеры предлагают широкий
выбор одежды темных тонов, стилисты - контрастный макияж: белая
кожа, яркие румяна и красная помада.
Последнее
время журналы мод постоянно печатают обзоры тенденций в макияже,
причем от разных визажистов. Свобода творчества поистине безгранична,
и мода не диктует строгих правил. Конечно, современные тенденции
когда-нибудь станут историей, и модницы будущего будут читать статьи
о них, удивляться и смеяться, совсем как мы сейчас!